20 советов для создания фантастических снимков в плохую погоду
Как известно, у природы нет плохой погоды. На улице облачно, туман, ливень или моросящий дождик? Не спешите убирать фотоаппарат на полку. С нашими советами даже в ненастную погоду вы сможете сделать великолепные пейзажные снимки.
Если утром вы выглянули в окно, а там идёт дождь, не отменяйте планов провести день с фотокамерой: дождь станет отличным помощником в изучении новых тонкостей фотосъёмки.
Если вы приехали на место съёмки и обнаружили, что оно окутано густым туманом, считайте, что вам повезло!
Если по пути туда, где вы давно планировали сделать фотографии, вы заметили, что небо затягивается тучами, подумайте о возможностях, подаренных этими погодными изменениями.
Если вам удастся настроиться на позитивный лад, ваши пейзажные фотографии станут более интересными и совершенными. Фотограф, который жалуется, что погода была не на его стороне, просто упустил свой шанс. Погода определяет настроение пейзажа. Поэтому чем необычнее погодные условия, тем более захватывающими получаются снимки.
Снимаем грозовые пейзажи
Задействовав погоду в пейзажных фотографиях, вы сможете передать больше настроения. Особенно это касается грозового неба: оно всегда наводит на размышления.
Уильям Тёрнер (William Turner), известный своими морскими пейзажами, утверждал, что для создания картины «Последний рейс корабля „Отважный“» он привязал себя к мачте корабля прямо в разгар бури. Мы не предлагаем пойти на столь крайние меры, однако готовность испытать на себе силу стихии может дать вам лучшее представление о фотографируемом пейзаже.
Как формируются штормы
Штормы образуются, когда область низкого давления оказывается окружённой областью высокого давления, в результате чего сгущаются тучи. Температура поверхности Земли повышается, нагревая, в свою очередь, воздух прямо над собой. Он поднимается, а холодный воздух сверху идёт вниз. Запускается конвекционный процесс. Чем теплее воздух, тем выше он поднимается, формируя великолепные кучево-дождевые облака.
Какие сюжеты выбрать для грозового неба
Все пейзажи по-своему прекрасны, однако некоторые будут лучше других. Если образующиеся тучи особенно впечатляют, сделайте их центральным предметом съёмки, а передний план пусть играет вторую роль. Для этого сделайте линию горизонта ниже.
Часто отлично смотрится пейзаж с чистой линией горизонта. Если вы хотите включить какой-то объект в композицию, убедитесь, что он выглядит достаточно маленьким по отношению к небу.
Если есть ветер, используйте его для усиления эффекта: длинные волосы или свободная одежда, развевающаяся на ветру, всегда добавляют драматичности.
1. Подальше от брызг
Если вы фотографируете на побережье в штормовую погоду, примите меры для защиты камеры от брызг. Особенно берегите её заднюю сторону — используйте собственное тело в качестве щита.
2. Серые или цветные облака
В штормовую погоду у вас есть разные варианты. Если вы будете снимать в середине дня, облака будут казаться серыми. Поэтому, чтобы фотография получилась целостной, убедитесь, что передний план обладает схожей ограниченной палитрой. А вот на закате или рассвете вы можете, напротив, получить удивительные красочные небеса.
3. Защита от стихии
Помните: пыль также может нанести серьёзный вред технике. Защищайте камеру не только от брызг, но и от порывов ветра.
4. Баланс яркого неба
Используйте фильтр нейтральной плотности. Он позволит вам сбалансировать экспозицию переднего плана со значительно более светлым небом. Если солнце находится под прямым углом, экспозиция может быть неравномерной вдоль неба. В таком случае расположите ND-фильтр горизонтально.
5. Выбор пейзажа
Одним из наиболее важных аспектов при фотографировании погоды в пейзаже является выбор удачного сочетания неба и переднего плана.
Снимаем пейзажи в пасмурную погоду
Серое небо обычно ассоциируется с негативом. Многие жалуются на те дни, когда не хватает солнечного света. Легко впасть в депрессию, если постоянно пасмурно. Но есть и положительная сторона в такой погоде.
Первое, что нужно учесть: термин «серое небо» охватывает множество погодных условий — от толстых непроницаемых облаков до нежных рассеянных облачных слоёв на голубом небе. Каждый случай даёт вам уникальный шанс.
Каковы плюсы пасмурной погоды
Слои облаков помогают уменьшить контрастность. Современные зеркальные фотокамеры, при всех своих достоинствах, склонны к одному недостатку: получаемые изображения зачастую чересчур контрастны, особенно при ярком солнечном свете. В пасмурную погоду такой проблемы нет.
Опытные фотографы часто относятся к пасмурной погоде как «небесному софтбоксу». Если вы хотите снять портрет или фигуру в дверях, результат получится гораздо привлекательнее именно под серым небом.
Серое небо создаёт настроение в ландшафтных снимках. В то время как всех нас впечатляет живописный ландшафт, с опытом появляется желание сделать что-то менее ординарное, например получить вид, который бы выражал пафос и печаль. Такие сцены лучше дополняются тёмным небом.
Пейзажи, сделанные в облачный день, часто отлично смотрятся в ч/б. В отсутствие цвета подчёркиваются тона, а настроение пейзажа становится значительно более очевидным. Чтобы сохранить полное качество изображения, снимайте в цвете, а после преобразовывайте в чёрно-белый. А можете сохранить цвет изображения, но целенаправленно уменьшить насыщенность — такие снимки могут выглядеть сногсшибательно.
6. Правильный баланс белого
При съёмке серого неба важным является то, что оно свободно от цветовых оттенков. Чтобы обеспечить это, вы должны выбрать правильный баланс белого. Опция AWB достаточно надёжна. Но для полной уверенности в получении желаемого результата выберите режим Cloudy, цветовая температура которого — 6 000 градусов по Кельвину и соответствует небу в пасмурный день.
7. Акцентированные тона
В пасмурном свете акцент изображения должен быть на тонах. Собираетесь ли вы сохранить своё изображение в цвете или решили преобразовать его в чёрно-белый, именно тона будут передавать настроение. Достичь этого при ярком солнечном свете определённо труднее.
8. Съёмка в солнце
Серое небо предоставляет уникальную возможность включить солнце непосредственно в фотографию без недодержки. В то время как солнце слегка закрыто облаками, оно может стать довольно интересной чертой композиции, чего никак не достигнешь в солнечный день.
9. Отображение скрытых деталей
Многие мелкие детали природы будут выглядеть гораздо ярче с очень бледным серым небом на фоне. Это противоречит многим правилам ландшафтной фотографии. Но вы увидите, что скромная красота листьев или отражений станет более очевидной в пасмурный день.
10. Выразительное небо
Не всегда стоит снимать небо при создании пейзажей. Часто изображение может выглядеть намного лучше совсем без него. Плоское и безликое небо вряд ли много добавит в вашу фотографию.
Снимаем в дождь
Так же, как и серое небо, дождь бывает очень разнообразным — от лёгкой измороси до полномасштабного потопа, и каждый представляет уникальные возможности для фотосъёмки.
Однако необходимо, во-первых, не промокнуть самому, а во-вторых, не промочить свою камеру. Трудно быть полным энтузиазма, когда вы промокли. Точно так же и ваш фотоаппарат будет уязвим в дождь, если его не защитить должным образом.
Самый лёгкий дождь — изморось. Её даже можно порой спутать с туманом. Земля слегка влажная и при кратковременном моросящем дожде высыхает довольно быстро.
Значительно более интенсивны грозы. И хотя во время грозы трудно работать, при этом появляются превосходные возможности для создания оригинальной фотографии. Отчасти как раз потому, что большинство фотографов не решаются снимать в таких сложных условиях.
Грозы возникают при формировании кучево-дождевых облаков и часто сопровождаются громом и молниями. Они случаются в любое время года, но чаще в конце весны и летом, особенно ближе к вечеру.
Наиболее сложно работать во время дождя, сопровождающегося сильным ветром, особенно если направление ветра всё время меняется. Стоит повернуться к нему спиной, как новый порыв снова бьёт в лицо. Но если вы готовы к таким сложностям, то вам может представиться великолепный случай.
А вот во время затяжного дождя работать проще всего — результаты обычно получаются отличные. Секрет в том, чтобы обратить больше внимания на землю. В такое время она более насыщенная по цвету и полна интересных отражений. В отсутствие ветра вы сможете работать вполне комфортно, если предпримете следующие меры предосторожности.
11. Дождевик
Большинство камер (если не все) могут выдержать случайные капли дождя, но мало какая может пережить длительный ливень. Купите специальные пластиковые дождевики для камеры и объективов.
12. Причалы
Причалы — идеальные объекты для съёмки в дождь. Мокрые деревянные полы отлично отражают. Плюс такие места, как правило, безлюдны во время дождя. Если вы в состоянии снимать в условиях низкой освещённости или ночью, скучные в обычное время пирсы могут стать сногсшибательными на ваших фотографиях.
13. Ночные огни
В городе также появляются невероятные сюжеты в дождь, особенно в ночное время. Вам не нужен проливной ливень. Вполне достаточно и мелкого дождя, чтобы получить отражения яркого неонового освещения.
14. Реки
Если вы находитесь в сельской местности, не забывайте о возможности сфотографировать текущую воду. Каскады и водопады часто наиболее фотогеничны, именно когда идёт дождь. Движущуюся воду лучше всего фотографировать при использовании малой выдержки: между ? и 8 секундами для достижения гладкого эффекта.
15. Радуга
Помните, что сразу же после дождя может появиться радуга. Подумайте заранее, где бы вы хотели расположить конец радуги. С композиционной точки зрения радуга может быть использована в качестве ведущей линии. Поищите дерево или здание, которое можно использовать в качестве фокус-точки.
16. Немного ясности
Некоторым изображениям, снятым в дождь, может не хватать контрастности, особенно в полутонах. Если вы пользуетесь Adobe Camera Raw, Lightroom или Photoshop, это легко можно исправить, увеличив чёткость (Clarity) ваших RAW-изображений. Сдвиньте её вправо, чтобы оживить полутона.
Снимаем пейзажи в туман
Считать густой туман или лёгкую дымку плохой погодой не совсем корректно. Даже новички принимают вызов густого тумана. Он показывает нюансы, недоступные в любых других условиях.
Как правило, туман значительно снижает насыщенность цвета. При этом гораздо больший акцент делается на тонах. Такие изображения могут быть успешно преобразованы в чёрно-белые.
В туман тональная перспектива делает удалённые объекты значительно светлее, чем те, что ближе к камере. Это особенно заметно в лесу.
Съёмка тумана или ночной мглы позволяет получить очень атмосферные изображения. Искусственные огни становятся спокойнее, создавая неземные эффекты. А световые лучи слегка искажаются, когда дымка кружится вокруг — получаются довольно сказочные сюжеты. Если земля влажная, можно захватить едва уловимые отражения.
Городской пейзаж может выглядеть особенно интересно в тумане: пробки, ближний свет фар, молчаливые однотонные улицы, создающие загадочные сюжеты. Здания, уходящие вдаль, кажутся непривычно чуждыми. Вспомните весьма выразительные фильмы 40-х и 50-х годов, чтобы оценить потенциал этого предложения.
Поищите трудноуловимые образы. Туман обладает способностью упрощать формы и ослаблять текстуру, следовательно, объекты, даже те, что сравнительно близко к вам, лишь очерчены силуэтом. С визуальной точки зрения сцена, охваченная туманом, упрощается.
17. Мимолётность тумана
Дымки и туманы, как известно, недолговечны. Часто есть лишь момент, чтобы найти подходящее место, пока туман не исчез. Найдите такие места ещё до наступления тумана. Подчеркните настроение с помощью тёплого и холодного фильтров Photoshop.
18. Перспектива
Влага в воздухе создаёт иллюзию, что объекты тем светлее, чем дальше они от камеры. Этот визуальный феномен становится особенно заметным при использовании телеобъектива. Правда, если освещение низкое, вам будет нужен штатив.
19. Повышайте экспозицию
Проблема, с которой вы наверняка столкнётесь, — недоэкспонирование. Система замера в камере запрограммирована на 18% серого, а это означает, что ваши снимки в тумане будут недоэкспонированы. Самым простым решением является выбор ручного режима и более открытая диафрагма.
20. Вдоль холмов
Если вы рядом с холмистой или горной местностью, стоит учесть, что туман может подниматься или опускаться в зависимости от окружающей среды. Попробуйте найти изолированные объекты на переднем плане (например, дерево) и используйте их в качестве фокус-точки. Не бойтесь снимать в ширину, показывая, насколько мало дерево по сравнению с туманом.
Безусловно, комфортнее фотографировать в погожие дни, когда тепло и солнечно. Однако стоит также использовать прекрасные возможности, которые появляются при менее благоприятной погоде. Сложности, возникающие во время съёмки в такое время, помогают фотографу развить более широкий кругозор. Главное здесь — правильный настрой.
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!